2002-06-21 00:00:00
Результатом осмотра технического состояния поворотного механизма, каркаса и облицовки ангела-флюгера на колокольне Петропавловского собора стал вывод о том, что в верхнем подшипнике на спице лопнула втулка, и каркас фигуры получил наклон. Кроме того, в области нижней части фигуры раскрылись трещины, запаянные при последней реставрации, а позолота фигуры имеет множественные отшелушивания и выходы на поверхность продуктов коррозии меди. Осмотр проводился представителями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников. В числе возможных причин обнаруженных дефектов называются конструктивные и технологические недоработки, техногенные загрязнения или нарушение технологии позолотных работ, допущенные при предыдущей реставрации.
Сегодня по этому поводу состоится очередное совместное заседание представителей заказчика и подрядчика реставрационных работ. Основной темой этой встречи станет назначение технической экспертизы и определение объемов и сроков работ. Окончательное решение о том, необходимо ли полностью изменить принцип крепления или достаточно заменить лопнувшую втулку, будет принято в ближайшее время. В настоящее время, по словам представителей Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников, с уверенностью можно лишь сказать, что облицовка ангела будет демонтирована, трещины устранены, а поверхность вновь покрыта позолотой.
Ныне существующая фигура ангела - это уже четвертый вариант флюгера на шпиле собора. Первого ангела проектировал Доминико Трезини по образцу ангела-флюгера ратуши в Маастрихте (Голландия). Фигура, парящая параллельно земле, была установлена на шпиле Петропавловского собора в 1724 году. Первый ангел погиб при пожаре 30 апреля 1756 года. Воссозданная через 10 лет фигура в целом повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 10 сентября 1777 года погнул второго ангела и оборвал крылья. Во избежание подобных случаев было решено уменьшить размеры, вес и изменить расположение ангела так, чт#обы центр тяжести совпадал с вертикальной осью шпиля. Эскиз разработал Антонио Ринальди. Третий ангел парил над городом до 1829 года, пока шторм не поставил под угрозу его сохранность. Кровельный мастер Петр Телушкин сумел без строительства лесов отремонтировать фигуру ангела и крест. В 1834 году крест вновь накренился, так как деревянный каркас шпиля начал подгнивать. Лишь в 1853 году был решен вопрос о ремонте. В 1857 году по итогам конкурса проектов по созданию металлического каркаса строителем шпиля был назначен инженер Дмитрий Журавский. Когда началась сборка и подгонка металлических элементов каркаса, выяснилось, что система крепления старого креста не подходит к новой конструкции. Ангела вместе с крестом было решено заменить. В 1858 года четвертый ангел поднялся на высоту 122,5 м. К началу 1950-х вновь стало ясно, что шпиль и флюгер нуждаются в серьезной реставрации. К празднованию 250-летия города (1957 год) были проведены обследование и золочение шпиля и ангела, но на полную реставрацию в тот момент не хватило средств, да и работы были проведены некачественно: подтверждением этого стала найденная записка, в которой специалисты прошлого века оставили послание в будущее.
За последующие 30 лет каркас фигуры потерял около 70% несущей способности, поворотный механизм износился, а позолота истрепалась. В 1987 году началось комплексное обследование шпиля и ангела, а в 1991 году фигуру демонтировали и полностью отреставрировали. В ноябре 1995 года фигура ангела (размах крыльев - 3,8 м, высота- 3,6 м., вес - около 500 кг). вернулась на шпиль собора. Летом 2001 года началась комплексная реставрация Петропавловского собора.
Сервер "Строительный мир"
|