2002-04-15 00:00:00
Длившийся на протяжении двух лет торговый бум в Москве и Санкт-Петербурге теперь может привести к негативным последствиям. Строительство торговых центров, служившее источником сверхприбылей, вот-вот приведет к перенасыщению московского рынка, а в Санкт-Петербурге все более заметна неравномерность развития розничного сектора. Магазины в Москве растут как на дрожжах: за прошлый год общие площади торговых центров выросли в два раза, а за год нынешний предполагается их еще раз удвоить. Потребители довольны. Меньше повода для радости у организаторов новых проектов: единовременный ввод в строй многочисленных "гиперцентров" неизбежно должен привести к снижению ставок аренды. По крайней мере, в части торговых центров.
Как подсчитали консультанты в области коммерческой недвижимости из компании Stiles & Riabokobylko, на этот год в Москве намечен ввод в эксплуатацию 19 торговых центров общей площадью 438 000 кв. м. И это при том, что на конец 2001 г. в столице было 38 центров общей площадью 431 000 кв. м. Из них собственно в прошлом году открылись также 19 (190 000 кв. м).
Если же брать в расчет не только торговые центры, то с учетом супермаркетов и больших магазинов (10 "Перекрестков", семь "Седьмых континентов", шесть "Техносил", три "М. Видео", по два "Мира" и "Спортмастера" и т. д. , в том числе Metro и Spar, "БИНы" и "Столицы") в Москве прибавилось или обновилось более 220 000 кв. м торговых площадей.
Проекты, запланированные на этот год, куда более масштабны: "Сити Стар" на площади Курского вокзала (103 000 кв. м) и "Мега Молл" (проект IKEA, 150 000 кв. м). Еще 108 000 кв. м добавят три торговых центра Auchan. Центр в Ясенево (80 000 кв. м) расположится на крыше станции метро. Менее двух недель назад начал работать центр "Западный" на Рублев- ском ш. , 52 (на фото, 25 000 кв. м общей площади).
Примечательно, что с появлением новых розничных центров Москва не сильно приблизится к европейским столицам по насыщенности торговыми п#лощадями. По данным правительства Москвы, столица располагает около 1,9 млн кв. м площадей, отведенных под розничную торговлю, или 215 кв. м на каждую тысячу жителей. А по оценке Colliers International, в настоящий момент на 1000 жителей Москвы приходится менее 50 кв. м площадей в высококачественных торговых центрах, что в семь раз больше, чем в 1994 г. , но по-прежнему в несколько раз ниже, чем в Европе. Для сравнения: по данным Stiles & Riabokobylko, в Стокгольме этот показатель составляет 1400 кв. м, в Париже - 410 кв. м, в Варшаве - 380 кв. м, в Праге - 370 кв. м, в Будапеште - 300 кв. м.
Вроде бы есть огромный запас для роста, однако риэлторы сомневаются, что вводимый в этом году объем рынок способен "проглотить, не жуя". "Москва перестает быть "рынком продавца", - говорит начальник аналитического отдела компании "РОСбилдинг " Станислав Кондратьев. - У арендаторов появляется выбор, которым они не замедлят воспользоваться". По его мнению, среднее снижение ставок аренды торговых площадей во второй половине года превысит 10%. Первые признаки этой тенденции проявятся уже к лету и станут хорошо заметны к осени.
Генеральный директор агентства "Магазин магазинов" Анна Ширяева считает, что падение ставок коснется не всех. Правильно продуманные комплексы будут "держать" максимальные ставки, а вот другие будут вынуждены бороться за арендаторов, снижая цены.
Впрочем, источник в риэлторских кругах, пожелавший остаться неназванным, считает, что перелом на рынке уже произошел. В качестве подтверждения он называет выставленный сейчас на продажу четвертый этаж комплекса "Гвоздь I" (пересечение Волоколамского ш. и МКАД) , который не "уходит" с начала года по $1600 за кв. м (без учета НДС). Для сравнения: по оценке Stiles & Riabokobylko, средневзвешенная ставка по рынку в 2001 г. в основных торговых центрах составила $1400 за 1 кв. м в год (плюс операционные расходы от $80 до $250 за 1 кв. м в год, которые могут включать в себя коммунальные платежи). #В продающей этот объект компании Noble Gibbons/CB Richard Ellis подтвердили, что этаж площадью 3907 кв. м пока не продан. Источник объясняет это непродуманным расположением торгового центра - он находится в месте, где практически полностью отсутствуют пешеходные потоки. "Там никого нет - ни покупателей, ни, соответственно, [арендаторов]", - говорит источник.
Кстати, именно непродуманность некоторых проектов называет самой опасной тенденцией Ширяева из "Магазина магазинов". По ее мнению, многие, кто занялся розничным бизнесом на волне торгового бума 2000 г. , слабо понимают тонкости концепций современных торговых центров. Аналогичным образом, проектируя их, очень мало архитекторов берут на себя труд разобраться в специфике розничной торговли. "В результате проекты не соответствуют характеристикам успешных торговых центров, - говорит она. - Нельзя воплощать недодуманный проект в бетоне, это же не кофточку сшить, которая не понравилась - выбросила".
Ежедневная деловая газета "Ведомости"
|