2001-11-09 00:00:00
Бурное развитие розничной торговли в Москве остановится не ранее чем через пять лет. Примерно столько потребуется иностранным и отечественным компаниям, чтобы застроить город своими супермаркетами. Пока же в выходные дни в столичных магазинах не протолкнуться. По информации маркетинговой компании ACNielsen, количество супермаркетов в Москве за последний год практически удвоилось. Но их доля в розничных продажах остается невероятно низкой. Как следует из исследования той же компании, на супермаркеты приходится только 6% оборота всей столичной розницы (в целом же розничные продажи в Москве, по данным мэрии, составляют $20 млрд в год). Данные по количеству магазинов в Москве говорят о том, что острой конкурентной борьбы между сетевыми магазинами в Москве до сих пор нет. Как отмечает Александр Самонов, генеральный директор компании "Фелма", владеющей сетью "Копейка" (в ней 23 магазина), пока есть только "локальные пересечения". Действительно, в Москве существуют места, где магазины одинакового формата открываются чуть ли не "дверь в дверь". Это, например, юго-запад столицы, новые районы за МКАД (например, Митино и Бутово). Руководитель российских программ Европейского торгового института (EHI) Олег Войцеховский считает, что популярность этих районов у сетевиков можно объяснить наличием еще с советских времен большого количества помещений, подходящих для размещения продмагов. В то же время почти полностью отсутствуют продуктовые сети в центре города и в районах внутри третьего транспортного кольца. Не охваченными сетевой торговлей остаются также районы, которые можно охарактеризовать как бедные, - прежде всего юго-восток Москвы. Поскольку розничные сети в Москве появились совсем недавно, в ближайшем будущем в Москве будут иметь успех все форматы магазинов, говорит Валентин Запевалов, директор по внешним связям компании "Седьмой континент". Он утверждает, что свое место найдут и гипермаркеты размером 5000 - 10 000 кв. м, и дискаунтеры, не превышающие 400 кв. м. (Вло#жения в гипермаркеты и супермаркеты, по усредненной оценке, составляют $1000 на 1 кв. м торговой площади, а в дискаунтеры - около $500.) Равное значение всем форматам розничной торговли придают и в "Фелме". По словам Самонова, его компания будет открывать как "Копейки" (дискаунтеры), так и "Суперкопейки" (супермаркеты). Более того, с нового года к ним должны прибавиться "Мини-копейки" - магазины площадью до 500 кв. м, расположенные в жилых домах и пристройках. Войцеховский же считает, что наиболее успешным окажется формат супермаркета, предлагающий покупателям сочетание широкого ассортимента и невысоких цен. Бурное развитие розницы приостановится не скоро. По данным ACNielsen, рынок будет насыщен через пять лет, когда в Москве откроется около 30 гипермаркетов. Столичная мэрия более осторожна в своих оценках - количество торговых центров достигнет объема, сравнимого с объемом европейских стран, только через два десятилетия, полагают чиновники. Однако Самонов считает, что сетям станет тесно в Москве раньше - через три-четыре года. Во многом этому поспособствуют иностранцы. Французская компания Auchan к тому времени намерена открыть вокруг столицы 10 гипермаркетов, концерн Metro AG собирается привести в Москву свою розничную сеть REAL. Как сообщил министр торговли Москвы Владимир Малышков, ее представители уже ведут переговоры с московским правительством о выделении земельных участков. Аналитики прогнозируют, что и другие ведущие мировые ритейлоры вслед за Восточной Европой придут в Москву. Елена Виноградова
"Ведомости"
АСН-инфо - Все о строительстве и недвижимости в России
|