2002-01-18 00:00:00
Государственный музей истории Петербурга рассказал в минувшую среду о ходе реконструкции Петропавловской крепости. Истинная цель промежуточного отчета с участием первого зама министра культуры Натальи Дементьевой и не скрывалась: привлечь внимание потенциальных спонсоров.
Перед началом пресс-конференции журналистов отвели к двум основным объектам текущей реставрации: Флагшточной башне Нарышкина бастиона и Петропавловскому собору. Реставрация башни, выполнявшей в крепости роль императорского павильона, на самом деле, началась восемь лет назад: был реконструирован деревянный купол, смонтированы мачта и металлический такелаж. Но пожар в ноябре 2001 года, почти полностью уничтожив результаты, добавил новой работы. Например, перекрытия башни с двойной гидроизоляцией, сделанной из бересты, хорошо сохранились еще с XVIII века: во время первой реставрации их решили не трогать, но после пожара придется делать новые. Городские власти выделили 200 тысяч, однако этого хватило лишь на установку аварийных креплений и начало работ. Новый импульс работам придало пожертвование Петербургской медицинской ассоциации МЕДИ, равное губернаторской дотации. Однако темпы финансовых вливаний катастрофически не успевают за прибавляющимся объемом работ. На том же Нарышкином бастионе, например, кроме обгоревшей башни есть еще и пушки, традиционно отмечающие полдень холостым залпом: чтобы уменьшить разрушительную нагрузку на стену, необходимо заменить бетонную площадку под ними специальной, смягчающей резонанс деревянной. И так по всей крепости. Петропавловский собор забран в леса, внутри усложняют золочение алтаря, что само по себе недешево, но в алтарной части к тому же стоит восстановленный крест Петра I, который должен был быть оплачен еще пять лет назад. Проблема в том, что крепость разрушалась неуклонно, а интерес к ее реставрации по-настоящему пробудился около двух лет назад -- в преддверии 300-летия Петербурга. И если хранители на местах, как один, жаловались на убийственную для#памятника нехватку денег, подкрепляя слова впечатляющим показом, то участники пресс-конференции во главе с первым замом министра культуры Натальей Дементьевой, до переезда в Москву бывшей директором Музея истории города (главного квартиранта Петропавловки), и нынешним директором Борисом Аракчеевым излучали оптимизм. И тоже обоснованно. Во-первых, в этом году только федеральный бюджет дал денег вдвое больше, чем федеральный и городской вместе взятые давали в прошлом году: 86 млн. рублей. Во-вторых, хотя вообще крепости нужны $58 млн., денег этих ей все равно не освоить из-за нехватки специалистов, времени, и попросту невозможности прервать прием туристов; так что миллионы долларов вроде как и не нужны. Рубли и то осваиваются с трудом. Параллельно Музей истории города пытается выработать новую идеологию: свертывание научного отдела, являвшегося оплотом ленинградской краеведческой школы и долгие годы во многом оправдывавшего существование Петропавловки как серьезного музея (см. врезку), уравновешивается запуском фестивалей песчаной и ледяной скульптуры. Открытия должны прямо служить народу: фортификационную галерею, недавно обнаруженную посреди засыпанного землей пространства между крепостными стенами, готов освоить своей мрачной бронзой художник Михаил Шемякин. Тем более что самая удачная его скульптура -- Петр I -- находится именно в Петропавловке. Наталья Дементьева тщетно пыталась сделать вид, что ничего еще толком не решено: Борис Аракчеев успел сообщить, что шемякинские скульптуры будут отображать представления художника о "петербургской мистике". Но и стратегические метания между будуаром и молельной -- далеко не единственная проблема Музея истории города (ГМИ СПб). Никак не выселить из Аннинского кавальера и Головкина бастиона склады, арендуемые Монетным двором. Не расселить жилой дом, стоящий прямо на территории крепости. А тут еще и правительство Петербурга пытается раздать по частям находящийся на его балансе самостоятельный музейны#й комплекс Летнего сада в пользование нескольким более крупным и успешным институциям: ГМИ СПб, Эрмитажу и Русскому музею. Благо последние два находятся в федеральном подчинении, и стало быть, получив по наделу, снимут с городского правительства часть финансового бремени. Идеальным решением, конечно, был бы перенос Летнего сада прямо в Москву: размах былой императорской столицы в тягость нестоличному городу. МАРИЯ ИВАНОВА
"Коммерсантъ-Санкт-Петербург"
|