Реновация должна помочь. Бизнес-центры класса B – I кв. 2011.
Продолжают выходить на рынок новые бизнес-центры класса B. Некоторые относительно старые объекты, чтобы быть конкурентоспособными в новых условиях, нуждаются в значительной реновации.
Ситуация на офисном рынке стабилизировалась, о чем говорят несколько факторов. Во-первых, уровень заполняемости бизнес-центров класса B остался практически неизменным относительно конца прошлого года. По данным Knight Frank St.Petersburg доля вакантных площадей в классе составляет 12,9%, что на 0,2% больше, чем в конце 2010 года (12,7%). И то это изменение связано с выходом новых офисных комплексов на рынок. Так, за I квартал 2011 года было введено два объекта компании «Соло-групп»: II очередь бизнес-центра «Елизаветинский» и бизнес-центр на Белооостровской, д. 6.
Во-вторых, вводятся новые офисные центры, заявляются крупные проекты.
В компании Knight Frank St.Petersburg ожидают, что в целом за 2011 год будет введено около 100 тыс. кв.м качественных офисных площадей класса B. Среди крупных проектов, запланированных к вводу до конца текущего года, общая площадь которых превышает 14 тыс. кв.м, можно выделить Scandinavian House (Революции ш., 69 лит А), «Охта-Хаус» (Индустриальный пр., 44) и «Мегапарк» (Заставская ул., 22).
Таким образом, конкуренция среди бизнес-центров класса B не уменьшается, а в некоторых сформированных деловых зонах даже увеличивается.
По словам Олега Громкова, руководителя группы исследований рынка недвижимости Knight Frank St.Petersburg, по-прежнему востребованы среди арендаторов, в первую очередь, бизнес-центры с хорошим местоположением, удобными планировками и достаточной парковкой. «Как правило, в таких объектах нет свободных помещений, а если иногда и освобождаются, то небольшой площади», - добавляет Громков.
В современных реалиях собственникам, которые подходят к бизнес-центру как к долгосрочному бизнесу, следует пытаться максимально улучшить свои объекты, проведя реновацию. Особенно это касается далеко не новых офисных центров.
Некоторые эксперты считают, что в Санкт-Петербурге более 30% бизнес-центров класса B могут быть подвергнуты реновации. При этом процесс реновации может включать как изменение планировок, установка дополнительного кондиционирования, так и изменение входной группы и увеличение емкости парковки. Эксперты рынка соглашаются, что эти сервисы наиболее важны для арендаторов. Поэтому собственникам бизнес-центров стоит более внимательно подходить к своим объектам, реконструировать их под потребности арендаторов.
В целом, ситуация на рынке бизнес-центров постепенно стабилизируется, новых тенденций в начале 2011 года не появилось. Идет процесс переездов и укрупнения арендуемых площадей, в противовес трендам в кризисный период.
Те арендаторы, которые переезжали во время кризиса на небольшие площади, сейчас рассматривают более серьезные предложения.
Олег Громков добавляет, что при подборе помещений важную роль, помимо местоположения, планировочных решений и цены, играет профессиональная управляющая компания и наличие дополнительных услуг.
Таким образом, вовремя проведенная реновация позволит собственникам бизнес-центров не только удержать уже имеющихся арендаторов, но и привлечь новых.
Степанова Мария
Knight Frank St.Petersburg
cпециально для портала Estate.spb.ru
http://
|